Алтай на велосипеде. Перевалы Улаганский и Кату-Ярык

Алтай на велосипеде 2022

Мир — это книга. И те, кто не путешествуют, успевают прочесть лишь первую страницу.

Ст. Августин

Улаганский тракт ждёт меня впереди. После поездки на велосипеде на Марс и Луну, и переночевав в юрте на турбазе в селе Чаган-Узун, нужно продолжать свой нелёгкий и интересный путь. Ночь выдалась дождливой и очень холодной. Температура опустилась до нуля градусов. И это в середине июля!

Итак, вещи собраны, велосипед запряжён — пора в путь. Перед выездом на Чуйский тракт из села Чаган-Узун, дорога пересекает шумную и мутную реку Чуя. Я сворачиваю влево, в сторону Курайской степи. Может на этот раз она мне откроется своими красотами. Немного отъехав от села догнал девушку с огромным рюкзаком, литров 100, идущую в попутном мне направлении и пытающая счастья поймать попутную машину. Мне много попадались туристы, путешествующие автостопом, но не с такими огромными рюкзаками. Я поздоровался, в шутку предложил подвезти. Мы друг другу поулыбались и я поехал дальше.

Курайская степь, попытка номер два

Не успел я проехать и пяти километров, как хлынул снова дождь. Давно же его не было, чего уж там. Меня дожди поливают каждый день уже полтора месяца. Даже в полупустыне они меня настигли. Навстречу ехали тоже два велосипедиста. Среди велотуристов так принято, что если навстречу едет другой велосипедист, они останавливаются, здороваются, жмут друг другу руки и дальше едет каждый своей дорогой. Но в этот раз ливень нам заливал глаза, мы просто помахали друг другу и не останавливаясь, поехали дальше.

Ближе к Курайской степи дождь немного утих и сквозь тучи стали просматриваться заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта. Ехать здесь очень легко, потому что Чуйский тракт идёт с лёгким уклоном вниз по ходу движения.

Село Акташ. Улаганский тракт

Село Курай

Проехав Курайскую степь, я подъехал к реке Кызылташ. Чистая красивая река с прозрачной журчащей водой. Набрал фляжку и бутылку воды. Питьевые запасы подходили к нулю. Перед селом есть ещё река Курайка, но она была полностью сухая. В село Курай Чуйский тракт спускается крутым склоном, въехал в село с ветерком. Курай — небольшое село, чтобы его проехать потребовалось около пяти минут. За селом крутой подъём, здесь пришлось спешится и толкать гружёный велосипед. И тут вышло долгожданное солнышко и стало откровенно припекать. В конце подъёма дорога выходит на мостик через чистую прозрачную реку. Я решил дальше никуда не ехать и встать здесь под мостом на ночлег. Я всё-таки в отпуске, должен отдыхать, а не километры вкручивать. Да и пока солнышко, постираться будет не лишним. Уже пообносился.

Только закончив стирку, подъехали на машине парень с девушкой. Девушка сидела в машине, так и не вышла. А парень подошёл поинтересовался о моём путешествии и угостил алтайской лепёшкой. Мне немного неловко было, я не голодаю, с едой проблем нет. Но видно, что человек просто от души захотел меня угостить.

На Улаганский тракт

Я под мостом через реку поставил палатку с расчётом, что если дождь, то у меня будет сухо. Тем более была прямо под мостом ровная площадка в аккурат под одну палатку. С утра собрал вещи и двинул на Курайский перевал, высотой 1600 м. У меня ещё не было такого, чтобы на вершину перевала я спустился с ветерком. Но Курайский перевал был как раз тем самым случаем. Ехать было очень легко. Я практически не крутил педали до самого Акташа. В основном ехал накатом, лишь временами педалями повышал скорость или поднимался в небольшие бугорки.

В селе Акташ начал греметь гром, я в магазине набрал продуктов и на старую знакомую турбазу снял ту же самую юрту, в которой уже был, когда ехал на Марс. Вдруг внезапно раздулся сильный ветер. В потолке на юрте выскочила дуга, я быстро подскочил и вставил её на место. Ураган утих, выхожу и вижу картину: рядом четыре юрты, три лежат, а моя стоит. Как тут не вспомнить шаманку на Чуй-Оозы и горных духах.

Улаганский тракт

Далее мне предстоит преодолеть Улаганский перевал, высотой 2080 м. Я в 2021 году на него вышел из Акташа в 8:30 утра. И был на вершине около 17:00. Целый день на него шёл и местами заталкивая велосипед. А сегодня обещают целый день сильный дождь. Но это не то, что меня уже остановит. Едва я добрался до ущелья Красные Ворота, как меня накрыл ливень, да ещё такой силы, что даже дождевик моментально промок. Озеро Чейбеккёль за туманом не видно было совсем. Дождь лил не переставая примерно до 16:00.

Турбаза «Застава». Улаганский тракт

К вечеру я мокрый до ниточки добрался к турбазе «Застава». Очень интересное и необычное место. Её хозяин бывший прапорщик Валентин Михайлович. Проехать мимо базы невозможно. Справа от дороги несколько старых машин и мотоцикл взгромождены на деревья. Что это, зачем? И ты останавливаешься. Потому, что такого еще не видел. Здесь собрана куча вещей разных годов и разной тематики. Можно увидеть ряды пилоток, фуражек, фотоаппаратов, висящие снаружи на стенах домиков утюги, стиральные доски, чайники, корыта, сёдла, стремена, вымпелы, футболки с автографами и благодарностью, китайский веер, вьетнамскую шапку, рога, хомуты, этнический барабан, медные трубы. Чего только нет. По середине базы стоит пограничный столб, а рядом три флагштока с флагами.

Валентин Михайлович сразу, можно сказать, принудительно напоил меня горячим чаем и накормил ухой из рыбы, выловленной в озере рядом с «Заставой». Только потом поселил меня в домик. Я переоделся в сухие вещи, растопил печь и моментально уснул. Стоимость ночлега в отдельной комнате с печкой 700 рублей.

Улаганский перевал

 Проснувшись рано утром, собрал вещи, запряг кобылку. Сразу после построения выдвинулся в путь. До вершины Улаганского перевала рукой подать. С утра светило солнышко, но небо затмевали тучи. Преодолев перевал, я спустился в Улаганскую долину. Здесь проживают алтайцы-теленгиты. Добравшись до села Улаган, снова пошёл дождь. Далее я отправился на перевал Кату-Ярык через село Балыктуюль.

В Балыктуюль

Я довольно быстро спустился с Улаганского перевала в село Улаган. Примерно за три километра до вершины перевала начался асфальт. До села Улаган практически всё время ехать вниз. В Улагане в кафе пообедал лагманом и хаан-чаем. Снова начал греметь гром и стал накрапывать дождь. За Улаганом асфальт кончился и пошла гравийка. Перед мостом через реку Большой Улаганчик есть беседка и за ней ровная площадка. Здесь я встал на ночёвку. С утра пораньше собрал вещи и в путь. Сегодня нужно особенно потрудиться. Впереди Улаганское нагорье и перевал Кату-Ярык.

Улаганский тракт — Балыктуюль

Практически сразу за мостом через реку Большой Улаганчик начался крутой подъём, тянущийся до самого Балыктуюля. Здесь без вариантов, только пешком с «толкача». Только в селе подъём выположился и по селу можно ехать. Кстати, обратил внимание с самого Улагана, все дорожные указатели только на алтайском языке, дублирования на русском нет. Но мне этого никаких проблем не доставило, потому что алтайский алфавит основан на кириллице, и для русскоязычных все указатели легко читаются.

Улаганское нагорье

В Балыктуюле главное не проскочить поворот на с. Балыкча, там установлен соответствующий указатель. Дорога миновав одноимённую реку села сразу пошла в крутой подъём на Пазырыкский перевал, высотой около 1500 м. На перевале встретил велосипедиста, ехавший практически налегке с Кату-Ярыка. Затем подъехал уазик с местными, которые предложили нам выпить. Мы оба любезно отказались, сославшись, что впереди перевал, что сердце может «стукануть» от таких нагрузок. Нас никто принуждать не стал, ребята самими выпили, пожелали нам удачи и мирно поехали своей дорогой. И мы тоже поехали каждый в своём направлении.

Перевал Кату-Ярык

С перевала довольно крутой, но непродолжительный спуск. Справа Пазырыкские курганы. Любителям истории и археологии здесь будет особенно интересно. Но я археолог так себе, поэтому еду дальше. Дорога по Улаганскому нагорью скачет по очень крутым горкам. В подъём приходится только заталкивать велосипед, но зато на спуске «с ветерком». В общем за целый день вымотался, как не знаю кто. Кое как забрался на географическую вершину перевала Кату-Ярык, высота примерно 1600 м. Дальше в основном спуск до самой смотровой на серпантины перевала. Перед спуском проверил тормоза и вниз. Совсем не заметил, как оказался на турбазе «Куркуре». Здесь в палатке переночую. Народу на турбазе не продохнуть. Еле нашёл себе «пятачок» под палатку. Расценки: своя палатка 350 руб. с человека, лодочная переправа на другой берег Чулышмана 700 руб. с человека. Завтра схожу на водопад Куркуре и продолжу путь по долине Чулышмана. А на сегодня отдыхать.

Пройденный путь на карте

Видео

Алтай на велосипеде. Водопад Куркуре>>>

<<<Алтай на велосипеде. Алтайский Марс

Спасибо за Ваш интерес к спортивному туризму и путешествиям! Надеемся, что наши рассказы вдохновили Вас на новые приключения. Следите за нашими обновлениями и удачи во всех ваших путешествиях! До скорой встречи!
И не забываем убирать мусор за собой! 😉

Лес не помойка
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Trofimoff.su