Солонешенский тракт. Алтай

Алтайский край

Солонешенский тракт. Общие сведения

Солонешенский тракт — это одна из транспортных магистралей Алтайского края, которая соединяет города Барнаул, Бийск, Белокуриха. Солонешенский тракт ведёт путь к такими туристским объектам, как Денисова и Каракольские пещеры, Шинокские водопады. Дальше Солонешенский тракт выходит в Горный Алтай, а далее к уникальным туристским достопримечательностям Усть-Канского и Усть-Коксинского районов республики Алтай.

Солонешенский тракт. Историческая справка

Ещё в 20-е годы XX века почта в этих местах доставлялась на перекладных лошадях.
В конце 30-х годов в целях создания нового выхода из южной и западной частей Алтая в Бийск и Быстрый Исток через Черный Ануй, Солонешное, Солоновку и Смоленское, а также для более тесной увязки Усть-Коксинского и Усть-Канского аймаков между собой, тракт было решено превратить в автопроезжую грунтовую профилированную дорогу.

Дорога для разгрузки Чуйского тракта

Предполагалось, что эта дорога в будущем сыграет большую роль в разгрузке Чуйского тракта.
К сожалению, до нормального состояния, даже во времена СССР, этот путь в Горный Алтай не был доведён до логического завершения. Более-менее был обустроен Солонешенский тракт до с. Солонешного. Далее дорога (гравийка) превращается большей частью в направление.

Солонешенский тракт начинается не доезжая 7 км до Белокурихи по Смоленскому тракту

Километраж:

  • 0 км — поворот со Смоленского тракта на 57 километре направо
  • 7 км — поворот влево на «Сибирское подворье» и «Белокуриха-2»
  • 7,5 км — поворот направо в с. Новотырышкино
  • 14 км — поворот налево на с. Сычёвка
  • 15 км — мост через р. Песчаная
  • 32 км — поворот налево на с. Солоновка
  • 45 км — поворот направо на с. Камышенка — с. Петропавловское
  • 46 км — Берёзовский перевал
  • 50 км — с. Берёзово
  • 55 км — Лютаевский перевал
  • 58 км — с. Лютаево
  • 60 км — мост через р. Солоновка
  • 60,5 км — мост через р. Солоновка
  • 61 км — поворот направо на колхозные пруды на ручье Правом
  • 70 км — пос. Первомайский
  • 74 км — Солонешный перевал
  • 78 км — с. Медведевка
  • 79 км — поворот налево на п. Комсомольский и с. Матвеевка
  • 92 км — с. Солонешное
  • 93 км — поворот с ул. Давыдова налево. Движение прямо на с. Тальменка – с. Большой Бащелак
  • За селом заканчивается Солонешенский тракт. Как уже говорилось выше, далее дорога меняет своё качество на уровень ниже.
  • 104 км — поворот направо на с. Тележиха
  • 105 км — поворот налево на с. Барсуково
  • 107 км — пос. Искра
  • 115 км — с. Топольное
  • 121 км — поворот направо на с. Елиново
  • 123 км — поворот налево на с. Степное, Чегон, Туманово, Дёмино
  • 131 км — с. Тог Алтай
  • 135 км — поворот направо на Шинокские водопады
  • 139 км — Денисова пещера
  • 142 км — поворот направо на с. Каракол и пещеру Музейная
  • 144 км — с. Чёрный Ануй
  • 149 км — поворот налево. Дорога прямо на с. Турата
  • 159 км — с. Усть-Мута
  • 160 км — поворот налево на с. Верх-Мута
  • 165 км — с. Келей
  • 172 км — Келейский перевал (1313 м.)
  • 185 км — с. Яконур
  • 196 км — пересечение с трактом Туекта — Усть-Кан — Усть-Кокса — Тюнгур. Поворот направо на Усть-Кан
  • 200 км — с. Усть-Кан

Мой опыт путешествия по Солонешенскому тракту

Я в июне 2022 года проехал весь Солонешенский тракт на велосипеде. Отмечу, что это не только самый короткий путь из Бийска до Усть-Кана, но и самый красивый. В то же время двигаться там на велосипеде далеко не просто, так как до Солонешного вроде бы и асфальт, но по пути три перевала. Они не очень высокие, но слишком часто идут друг за другом. От Солонешного до Усть-Кана один высокий перевал (Келейский), но дорога далеко не лучшего качества, а также бесчисленные крутые подъёмы и спуски. На всём Солонешенском тракте по пути мне попалось только одно кафе в селе Медведевка. Правда готовят там очень хорошо, потому что там домашняя кухня и приусадебный участок. Хозяева ингредиенты по большей части выращивают сами. В общем, я там пообедал с большим удовольствием и недорого.

Солонешенский тракт. Начало пути

Итак, вначале пути от поворота со Смоленского тракта идет хороший асфальт. Я ехал по дороге, идущей по полям, поэтому ехать было довольно легко. Дул хороший ветерок в спину, при этом было не сильно жарко. Совсем не заметил, как доехал до моста через реку Песчаная. Хоть ещё время обед, но у меня что-то стало спускать заднее колесо. Где-то там прокол, да и отдохнуть и в речке искупнуться хочется, поэтому я решил здесь переночевать. Благо мест хороших для палатки достаточно, но мусора вокруг валом. У меня уже крик души: люди, ну хватит уже загаживать нашу природу! Ну правда, сколько уже можно! И гадят, в основном, отдыхающие на машинах. Неужели так трудно свой хлам закинуть в багажник, увезти с собой и выбросить в ближайшую мусорку?

Первый перевал Берёзовский

Перед началом пути, я собрал за собой мусор, потому что я это всегда делаю. Мусор выброшу в ближайшую урну, поэтому сколько нужно, столько и буду его везти. Дорога проходила через поля, но затем, километров через 25, круто пошла вверх. Вот так сюрприз, так как на карте, кроме Келейского перевала, ни один перевал не отмечен. Когда я планировал маршрут, потому что я всегда рассчитываю дома хронометраж. Что ж, в наше время с геодезией предполагаю совсем печалька, потому что последние съёмки на картах датируются временами СССР. Итак, впереди Берёзовский перевал, как я потом у местных узнал название. Велосипед туда заезжал «с толкача», потому что подъём очень крутой. То есть просто его туда заталкивать. Дорога вышла на гребень и километра 3 «скакала» по нему то вверх, то вниз. И, наконец, долгожданный спуск. Внизу село Берёзово. В селе десяток покосившихся домов, но также бегают козы, мычат коровы. И ни души. Не у кого что-то спросить или воды набрать, так как вообще никого вокруг. Питьевые запасы у меня уже подходили к концу, потому что ручьи вокруг грязные и мутные. Зато был мусорный бак, где я наконец-то избавился от мусора. Почти 40 км его вёз, но ещё и через перевал.

Лютаевский перевал

За деревней снова крутой подъём вверх, так как впереди Лютаевский перевал. Повыше и покруче предыдущего. В один день брать два перевала тяжеловато, так как это, конечно, жестоко. Но выбора нет, потому что что нам, бешеным кабанам. На спуске навстречу ехал велосипедист лет 40-50, поднимаясь в Лютаевский перевал. Остановились, пообщались. Его тоже звать Серёга, но только он с Урала. Две недели катался по Алтаю, но сейчас завершает свой маршрут и направляется в Бийск, а оттуда домой на Урал. С данного перевала спустился тоже быстро, так как спуск довольно крут.

село Лютаево

Внизу перевала село Лютаево, но здесь покосившихся домов побольше. По улице дети бегают. Вроде здесь люди есть. Далее у дороги расположился магазин. Время уже почти 6 вечера, но я ещё и не обедал, и после двух перевал силёнки подиссякли. В магазине взял ряженки и булочку. В магазине принимают только наличными, потому что в селе нет никакой сотовой связи и интернета. Перекусил, вышел за деревню и на берегу реки Солоновка встал на ночёвку, так как время уже позднее.

Солонешный перевал

Переночевав за селом Лютаево, я двинулся дальше в путь. Через 11 км въехал в пос. Первомайский, но как и в Берёзово, ни души, есть мусорный бак, куда я выбросил мусор. У дороги стоит водяная колонка, но вода в ней не очень. Тем не менее я пополнил питьевые запасы, потому что других вариантов нет. Реки здесь есть, но они не очень чистые, вода в них мутная, пить оттуда я не рискую. За посёлком резкий подъём вверх, так как начинается Солонешный перевал. Очень крутой подъём, но я затащил туда велосипед. Этот перевал, высотой 811 м. Сил потратил, как на те два предыдущие вместе взятые. Спустился ещё быстрее, чем раньше, так как очень крутой спуск.

Село Медведевка

Внизу деревня Медведевка. Тоже разруха, связи нет, но есть магазин с кафешкой. Я зашёл пообедать, так как уже время полдень. Приятно было зайти, потому что персонал очень добродушный. Командует парадом там такой классный дядечка. Заказал рассольник, внюснючий, пальчики оближешь, пюрешку со шпикачкой и два стакана отличного компота. Всего потратил 225 рублей. На удивление, сотовой связи нет, но карты к оплате принимают. Далее поехал вниз по долине реки Солонешной. Хоть и это орографически вниз, но дорога скакала с горки на горку. Были очень крутые подъёмы и спуски.

Село Солонешное

Асфальт плавится, потому что стоит сильная жара, градусов под 40. По нему довольно тяжело ехать, колёса проваливаются, но ещё и смола на покрышки липнет. Через 11 км выехал в село Солонешное, тоже разруха, но есть сотовая связь, но только МТС и Билайн. Потому что районный центр всё-же. Проехал село быстро, но и асфальт закончился. Дальше вместо дороги только направление в виде убитой гравийки. Затем дорога вышла к шикарной реке Ануй, но жара невыносимая. Я не смог проехать мимо, так как решил здесь переночевать, искупаться.

Солонешенский тракт. Дальше убитая грунтовка

Хоть и утром шёл сильный дождь, но я всё равно двинулся дальше по Солонешенскому тракту. Здесь асфальт закончился, но и правда, началось действительно направление, а не дорога. Постоянные крутые подъёмы и спуски. Их просто бесчисленное количество. На подъёмы приходится заталкивать велосипед, так как спуски тоже очень круты. Но всё же ты с него съезжаешь, но в подъём велосипед даже по инерции не заезжает. Настолько круто в гору. Но что радует, на этом участке тракта уже лес. Бывает удаётся в тени отдохнуть, потому что жара стоит под 40 градусов. Природа просто обалденная, так как тракт проходит по каньону реки Ануй. Солонешенский тракт хоть и самые короткий путь от Бийска до Усть-Кана, но он ещё самый красивый и самый трудный. Быстро ехать по нему не получается, так как по пути бесчисленные перевалы, не лучшего качества дороги и крутые подъёмы и спуски.

Карама — стоянка древнего человека

Далее по Солонешенскому тракту я подъехал к стоянке древнего человека Карама. Это находится метров в 300 выше от дороги справа на небольшой горке.
Это древнейшая в Сибири археологическая стоянка эпохи нижнего палеолита, но обнаружена она в 2001 году. Здесь видно, что археологи поработали очень хорошо, потому что вырыт огромный котлован, вскрыты все культурные слои.
Проведённые здесь учёными исследования установили о древнейшем проникновении первобытного человека на территорию Сибири. Самый древний слой — отложения нижнего плейстоцена, датируется от миллиона до восьмисот тысяч лет.

Шинокские водопады

Дорога постоянно скачет то вверх то вниз по довольно крутым склонам. Ехать здесь не совсем просто, так как это ещё та тренировка. Проехав село Тог-Алтай примерно через 4 км мне навигатор показал поворот на Шинокские водопады. Это крутой, я бы даже сказал адовский подъём круто вверх длиной 12 км. Тащить сюда груженый велосипед, ещё та тренировка. Пока поднимался ненавидел всё и всех, но только одна теплила мысль, что спущусь с ветерком.
В общем добрался я до водопадов. Их там целый каскад, самый высокий из них 72 м. Называют его по разному: просто водопад Шинок, Жираф, Большой, Седая Борода. Для меня пусть будет он Жирафом, так как это нормальное название для водопада.
Только я собрался спускаться, пошёл сильный ливень. Дорога грунтовая, на ней сразу стало скользко, как на льду. В общем и спускался я тоже пешком, ненавидя всё и всех.

Денисова пещера

Солонешенский тракт начал меня понемногу изматывать своими бесчисленными перевалами, но и также бесконечными тяжелыми подъёмами. Вдруг откуда ни возьмись, асфальт. И метров через 300 навигатор мне показывает о прибытии к знаменитой Денисовой пещере. Коренные алтайцы называют данную пещеру Аю-Таш (Медвежий камень). К пещере ведут деревянные ступени. Зал оборудован поручнями и перилами, но после зала всё перегорожено перилами и досками. Да и чтобы спуститься в ходы пещеры нужно специальное снаряжение. И я предполагаю, что до сих пор учёными пещера полностью не изучена и пришлось свести на нет дальнейшее хождение людей.

Солонешенский тракт, Келейский перевал

Практически сразу за селом Келей начался подъём на Келейский перевал, высотой он 1313 м. Пройдя около 4 км, у дороги стоит знак о начале подъёма на горный Келейский перевал. Так и хочется спросить: «А где вы раньше были?». Весь подъём шёл дождь. Я не скажу, что перевал сложный, но меня больше вымотал Солонешенский тракт своими бесконеными подъёмами и спусками. На перевале абсолютная безлюдность. Ни души. Только я, коровы и Алтай. Начал спускаться. На спуске поработали дорожники, разрыли дорогу и прошёл сильный дождь. Дорогу размесило капитально. Очень скользко, грязища по уши. Я весь грязный как свинюка. Стали терзать сомнения, пустят ли меня на турбазу в Усть-Кане. В общем кое как я пробился до села Яконур.

Солонешенский тракт, Канская степь

От села Яконур начался асфальт. Ехать по Усть-Канской степи очень легко, потому что дорога ровная и идёт с небольшим уклоном вниз до самого Усть-Кана. Только выехал за Яконур, хлынул сильный ливень. Накинул дождевик и решил не останавливаться. Дождь лил как из ведра. Дождевик не помог, весь промок до ниточки. Но зато проблема грязного велосипеда и меня была решена. Грязь смыло моментально. Дождь минут через 30 прекратился и слева показалась прекрасная радуга, а вокруг шикарные виды Канской высокогорной степи

Солонешенский тракт, Село Усть-Кан — конечная точка

После села Яконур километров через 10 Солонешенский тракт примыкает к Усть-Канскому тракту, идущему через Ябоган и Туекту. В итоге Солонешенский тракт мною на велосипеде был пройден. Это самая красивая и самая тяжёлая дорога в Усть-Кан, но это была ещё та тренировка в самом начале маршрута. К вопросу поехал бы я там ещё, однозначно да, но ещё и с удовольствием. Отдыхал на турбазе «У бродяги» в селе Усть-Кан. На той же самой базе, что в прошлом году, и в том же самом номере. Нужно зарядиться, идут дожди, пасмурно, солнечная панель не вывозит. Нужно выгрузить в облако всё что я наснимал. Здесь есть WiFi. Рядом при турбазе кафе. Готовят очень вкусно. Цены очень демократичные как в кафе, но и также на турбазе.

Всем спасибо за внимание! Желаю всем удачи на маршруте, а также оставаться людьми и не мусорить на природе. Да и вообще нигде не мусорить!

Интерактивная карта

Видео

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Trofimoff.su