У большинства из вас в юности наверняка был велосипеды «Десна», «Школьник», «Кама», или даже «Украина». Я решил выяснить, куда же они все подевались. И что стало с предприятиями, которые их выпускали. Думаю, вам тоже будет интересно.
Велосипеды «Урал»
Это поистине нестареющая классика, и пожалуй один из символов советской эпохи, являющийся дорожным велосипедом повышенной прочности и проходимости. Который спроектирован, в первую очередь, для катания взрослых мужчин. Но несмотря на то, что такие велосипеды обладают внушительным весом, и в народе обзываются «колхозными», или даже «дедовскими», в своё время на них колесили даже дети, располагаясь под верхней трубой.
Свою историю этот велосипед начал более полувека назад. Его производство запустили в далеком 1965 году. После чего он продолжал свою карьеру несколько десятилетий и пользоваться высоким спросом советских граждан за счёт простоты в обслуживании и неприхотливости. Данный велосипед производился на Пермском машиностроительном заводе имени Октябрьской революции. Позднее это предприятие называлось Производственным объединением «Велта».
Велосипеды «Кама»
«Кама» — это по-настоящему массовый складной велосипед, подходящий велосипедистам практически любого возраста, который предназначен для городских или загородных поездок с возможностью перевозки в сложенном состоянии практически в любом виде общественного транспорта, а также непродолжительных туристских путешествий.
Этот велосипед был представлен середине 70-х годов. Тогда же началось его производство
на Пермском машиностроительном заводе. Причём велосипед оказался долгожителем. Его выпуск без каких-либо существенных изменений продолжался еще много лет. Даже после распада Советского Союза.
Велосипеды «Салют»
«Салют» — это некий вариант «Камы». Поскольку он также выпускался на том же заводе в Перми, но на более крупных колесах. Также представляющий собой складной велосипед, который подходит для катания по дорогам с хорошим покрытием. Но, если его меньший собрат действительно встречался в Советском Союзе повсеместно, то сам «Салют» не был столь востребованным. Да, имел лучший накат, особенно при езде с горы. Но, был неудобен для поездок в общественном транспорте, причем даже в сложенном виде. Единственная реальная польза его складывания была при хранении.
Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции, который позднее
стал производственным объединением «Велта» был ликвидирован в 2006 году из-за финансовых и имущественных проблем. Велосипеды под старыми брендами больше не производятся, а бывшие сотрудники основали компанию «Forward», производства которой находятся в Перми.
Велосипеды «Украина»
Велосипед «Украина» — это серия дорожных велосипедов, ориентированных преимущественно
для взрослых мужчин. Вообще формально велосипед появился на свет в 1926 году. Когда и стартовало его массовое производство на мощностях Харьковского велосипедного завода имени Петровского. Однако, конструкция велосипеда уходила своими корнями ещё в дореволюционный период.
Дело в том, что предприятие в Харькове было основано на базе велосипедной фабрики Лейтнера, которое еще в годы Первой мировой войны эвакуировали из Риги на Украину. А после Октябрьской революции национализировали. «Украина» представляла собой модель велосипеда, выпуск которого когда-то осуществляли ещё на Рижском заводе. К слову, в дальнейшем велосипед
постоянно модернизировался, а его производство велось и после развала Советского Союза до конца существования завода.
Велосипеды «Турист»
Велосипед «Турист» — это действительно мечта любого советского туриста. Уже полвека назад этот
велосипед имел четыре скорости. Заводом также выпускались похожие модели «Спутник» и «Спорт». Вообще историю этого велосипеда можно разделить на два этапа. Первый из них начался в 1949 году. Именно тогда была запущено его производство на Харьковском велосипедном заводе, которая продолжалась до 1961 года. После название «Турист» вывели из обихода, заменив его на «Спутник», однако в 1977 году название вернулась вновь.
Велосипед «Москва-80»
Велосипед «Москва-80» — это спортивный велосипед высшего класса, предназначенный для участия в соревнованиях мирового уровня по шоссейным гонкам, который считается одним из лучших двухколёсников советской эпохи. Вообще этот велосипед специально разрабатывался на Харьковском велосипедном заводе для спортсменов к Московским олимпийским играм, прошедших в 1980 году. Но, из-за противников в рядах советской сборной, принять участие в олимпиаде ему так и не удалось.
Работа над велосипедном под руководством Панина начались в середине 70-х годов на основе велосипеда «Colnago Mexico», именно на них в тот момент гоняла советская сборная. Но он постоянно отклонялся спортсменами, а весной 1979 года и вовсе перестал
быть им интересен.
С того момента прекратился даже мелкосерийный выпуск данного велосипеда. При этом до конца года ещё готовились единичные экземпляры по индивидуальным заказам. Всего же за это время свет увидел чуть более полусотни «Москвы-80» для различных видов шоссейных гонок.
Производство на Харьковском велосипедном заводе имени Петровского продолжалось и после развала Советского Союза. Завод в приобрела украинская компания «Юси». Шоссейников в линейке больше не было, но присутствовали модернизированные за счёт иностранного оборудования «Украина» и «Турист». К 2020 году завод практически полностью разобран, на части его площадей строится комплекс бюджетных новостроек, часть площадей заброшена (поросла деревьями, завалена мусором). Часть площадей и офисных помещений сдана в аренду под офисы, склады, небольшие цеха.
Велосипед «Минск»
Велосипеды «Минск» — это белорусский аналог «Украины» и «Урала». Это большие дорожные велосипеды Минского мотоциклетно-велосипедного завода, который предназначен для катания в основном взрослых мужчин. Производство «Минска» в базовом исполнении было запущено в 1956 году, а велось до 1986 года. Тогда эти велосипеды сменили названием на велосипеды «Аист». Также под маркой «Аист» выпускались другие велосипеды, похожие на «Каму» и «Десну».
Аист
Велосипед «Аист» свою историю начал в 1977 году. После чего выпускался на мощностях Минского мотоциклетно-велосипедного завода до 1992 года. Причём без каких-либо серьёзных
визуальных и конструктивных доработок.
Минский мотоциклетно-велосипедный завод был преобразован в Открытое акционерное
общество «Мотовело». Весной 2018 года «Мотовело» было признано банкротом. Производство велосипедов планируется перенести в белорусско-китайскую индустриальную зону «Великий Камень». Аисты в продаже пока есть, в том числе классические складные велосипеды с 20-дюймовыми колёсами.
Десна
Велосипеды «Десна» — это Брянский аналог «Камы», который отличается от неё, главным образом, рамой. Велосипеды под брендом «Десна» сейчас производит «Веломоторс», то есть это тот же «Stels».
Что касается самого большого производителя велосипедов в России, то у него сейчас несколько заводов. Производство открыто в Кубинке, Московская область; в станице Крыловской, Краснодарский край; и, собственно, в Жуковке, Брянская область. Часть комплектующих для
велосипедов ввозится из Китая.
Сура
Велосипед «Сура» производился на Пензенском велосипедном заводе имени Фрунзе. Хотя завод имени Фрунзе был прежде всего оборонным предприятием, но ещё он выпускал широкую линейку велосипедов. Велосипеды «Сура» до последнего времени можно было встретить в провинциальных спортивных магазинах, но теперь это антиквар.
В 2014 году прекратилось производство велосипеда, а в 2016 году завод обанкротили и разграбили. Авторы версии о рейдерском захвате предприятия считают, что на месте Пензенского
велосипедного завода будет построен очередной жилой комплекс.
Школьник
Велосипед «Школьник» — это, пожалуй, самый массовый подростковый велосипед в Советском Союзе. Выпускался на Горьковском автомобильном заводе «ГАЗ». Но, в отличие от той же «Камы» он был посредственного качества. Производство «Школьника» прекратилось середине девяностых годов. Группе «ГАЗ» велосипеды не интересны.
Велосипед «Орлёнок»
Производился на Шауляйском велосипедно-моторном заводе «Вайрас». Это литовский конкурент
«Школьника», который выгодно отличается от него качеством и удобством конструкции. В литовском Шауляе до сих пор успешно работает завод «Балтик-Вайрас», который когда-то выпускал велосипеды «Орлёнок». Теперь он производит современные велосипеды, в частности под брендом «Panther», и продаёт их в странах западной и северной Европы.
Велосипед «Альтаир»
Производился на Йошкар-Олинском велосипедном заводе. Интересная модель, нетипичной
для советской эпохи велосипедов, защита цепи. Йошкар-Олинский механический завод и его велосипедная дочка обанкротилась ещё в начале 2000. Бренд «Альтаир» теперь принадлежит
компании «Forward». Насколько я понимаю, велосипеды под этим брендом теперь производятся не в Йошкар-Оле, а в Перми. Да и фирменную защиту цепи они тоже куда-то потеряли.
Современные Отечественные бренды
Помимо гигантов «Stels» и «Forward», с которыми мы уже познакомились, за последние годы в России появились ещё несколько заметных производителей. Например «Stark», который базируется
в Подмосковье, но велосипеды производит на Тайване. Питерский «Shulz», который специализируется на складных велосипедах, и Калининградский завод «ВелоБалт», который выпускает велосипеды под брендами «Stinger» и «Novatrack».
Так что, если продавец-консультант в любом веломагазине будет доказывать вам что «Stark»,
«Shulz» и «Stinger» — это импортные европейские велосипеды — можете немедленно с ним попрощаться.