Село Акташ. Алтай на велосипеде

Алтай на велосипеде 2022

«Путешествия повышают кругозор и снижают уровень дремучести.»

Георгий Александров

Переночевав в домике на турбазе за с. Иодро, я с утра выдвинулся далее в с. Акташ. Погода в тот день вроде бы стала улучшаться, но как оказалось, не надолго. Однако, с утра светило солнышко. Примерно километров через семь достиг села Акбом, или как его ещё по другому называют Белый Бом.

Путь в Акташ. с. Акбом

Село Акбом небольшое. В основном, как мне показалось, состоящее из многочисленных турбаз. Из сотовых операторов работает только Билайн и только 2G. Справа свои мутные воды несёт река Чуя. Продуктовые магазины в этом селе мне обнаружить не удалось. Есть только небольшие кафешки при турбазах. За селом Акбом по берегу Чуи гуляла небольшая стая журавлей-красавок. Как тут удержаться и не остановиться пофотографировать этих дивных редких птиц.

Скалы Белый Бом

Скалы Белый Бом возвышаются прямо слева над Чуйским трактом по пути в Акташ. До строительства современного Чуйского тракта, это место считалось самым опасным на тракте. Здесь невозможно было разъехаться не то что повозкам, но даже просто вьючным лошадям.

Подступы к бону страшно крутые. Дорога не меньше чем на версту идёт по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен даже для пеших. Поразительно, как карабкаются по гладкой стене кони. Лошади ступают не на всё копыто, а на стрелки. Здесь опасно пробираться с подкованными лошадьми. Под бомом находится вертикальная отвесная скала. Мне кажется, здесь вряд ли возможно проложить дорогу повозкам.»

Из дневника Василия Васильевича Радлова, российского учёного-археолога и этнографа.

В расширение этого участка пришлось вложиться купцам, которые торговали с Монголией. Эти работы были завершены в 1903 году. С того момента можно было разъехаться уже повозкам.

В настоящее время этот участок Чуйского тракта не является труднопроходимым для любого транспорта. Но ещё лет 60 назад на подъезде к Белому Бому, все пассажиры должны были покинуть транспорт и пройти этот опасный участок пешком.

АМО — памятник Кольке Снигирёву. Дорога в Акташ

Участок скал Белый Бом мне пришлось пройти пешком, заталкивая велосипед в крутую горку. С моим грузом преодолеть этот подъём верхом мне не удалось, староват уже стал, наверное. На вершине этого подъёма установлен знаменитый памятник шофёрам Чуйского тракта. Или как его ещё называют — памятник Кольке Снигирёву, герою знаменитой песни в 30-е годы прошлого века «Есть по Чуйскому тракту дорога…». Внизу на берегу Чуи прогуливалась ещё одна интересная птица. Благо объектив на фотоаппарате позволяет приблизить и сфотографировать это чудо

Несмотря на то, что прототип героя этой песни, Николай Ковалёв, долго и счастливо жил до самой старости, многие многие люди уверены о подлинности истории, спетой в песне. Что на самом деле Колька Снегирёв разбился на Чуйском тракте, при обгоне машины АМО Форд своей возлюбленной девушки. Близкие реального шофёра Николая Ковалева, ветераны СовАвтоБийска, в конце 70-х годов прошлого века поставили в этом месте памятник Кольке Снегиреву. На груде камней установили штурвал и сваренные части автомобиля. Подобные памятники часто попадаются по Чуйскому тракту. Их устанавливают в память погибшим водителям. Рядом на большом камне написали краской первые строки песни.

Водопад Ширлак. Дорога в Акташ

От памятника Кольке Снигирёву дорога идёт с уклоном вниз. Ехать с ветерком приятно. Ближе к водопаду Ширлак стало очень душно и небо затянулось тучами. Давно же уже дождя не было, чего уж там. Водопад Ширлак расположен непосредственно у дороги, стекая с отвесной скалы. В это время водопад выглядел совершенно невзрачно, стекал небольшой струйкой. Ручей от него был совершенно сухой. Если бы не было необходимости набрать питьевой воды, я к водопаду бы и не поднимался. Но жажда давала о себе знать. Иду вверх по ручью всё выше и выше, ближе к водопаду, надеясь что появиться вода. Но вода появилась только в самом водопаде и сразу уходит под камни и течёт под ними. Набрал фляжку воды, спустился к дороге и двинулся дальше в путь. Название водопада Ширлак с алтайского переводится как «девичьи слёзы».

Попал под ливень, не доехав до села Акташ

От водопада Ширлак по пути в Акташ шикарный спуск. Тучи в небе приобрели свинцовый цвет и в воздухе стало ещё более душно. Доехал до чистой реки Айгулак и меня накрыл ливень. Я спрятался под мостом, но понимаю что дождь быстро заканчиваться не собирается. Только ветер усиливается всё больше и больше. В общем решил установить палатку и здесь переночевать. Прям рядом с Чуйским трактом, но выбора нет. Я часто ездил по сильному дождю, но в тот момент что-то совсем не хотелось. Возникло большое желание залезть в палатку и нырнуть в сухой тёплый спальник. Дождь поливал всю ночь. Под утро прекратился и с утра порадовало солнышко.

Последний рывок в Акташ

В этот день путь предстоял небольшой, примерно километров сорок. Миновал село Ярбалык, в котором не обнаружил ни одного дома, одни турбазы. Далее по дороге миновала стелла, приветствовавшая всех путников с въездом в Улаганский район. Виды на Чуйском тракте просто потрясающие. Также очень скоро очутился в селе Чибит. Дело уже к обеду, поэтому в мини-маркете на заправке решил подкрепиться. Купил шоколадку, пирожок и сок. До Акташа осталось всего семь километров. Но последний рывок тяжковат. Дорога идёт с небольшим, но продолжительным уклоном вверх. С моим грузом пришлось попыхтеть. Но ничего, зато потренировался. В Акташе разместился в юрте на турбазе на въезде в село. Что-то в этом есть, в юрте как-то уютно, своя атмосфера. Спал как младенец. Нужно пополнить запасы провизии и в банкомате снять немного налички. Последняя такая возможность у меня была только в Усть-Коксе. Но, как говориться, кеш уже иссяк.

Пройденный путь на карте

Видео

Всем спасибо за внимание! Желаю всем удачи на тропах, а также оставаться людьми и не мусорить на природе. Да и вообще нигде не мусорить!

Лес не помойка
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Trofimoff.su