Уймонский тракт. Алтай

республика Алтай

Уймонский тракт — на сегодняшний день единственная автомобильная дорога, по которой можно попасть в Усть-Коксинский район республики Алтай. Неофициально принято считать началом Уймонского тракта ответвление от Чуйского тракта в пос. Нефтебаза, а окончанием с. Тюнгур. Официальная версия неизвестна. Протяжённость тракта составляет 273 км. Уймонский тракт на своём протяжении пересекает несколько абсолютно непохожих друг на друга природных зон: Канская степь, перевал Кырлык, Абайская степь, перевал Громотуха, Уймонская степь, долина реки Катунь.

Уймонский тракт. Километраж

0 км — поворот с Чуйского тракта на 611 километре направо. Ориентир — Нефтебаза и указатель дорог. Трасса Р-373
595 м — мост через р. Туэкта
660 м — нефтебаза
6,3 км — мост через р. Талда (слева находится с. Талда)
7,4 км — с. Шибе (Шиба)
28,5 км — мост через р. Таботай
33,9 км — поворот направо на с. Верх-Ело
34,4 км — р. Донгулюк
38 км — источник Кара-Кобек (Тонмок-Суу)
38,9 км — р. Тяндюла (Тандюла)
47,2 км — р. Березок
135,1 км — граница Усть-Канского и Усть-Коксинского районов
145 км — с. Сугаш
146 км — мост через р. Сугаш
154,8 км — поворот направо на с. Соузар (налево на с. Банное)
155,8 км — поворот налево на с.Талда
195,8 км — мост через р. Тюгурюк
197,8 км — с. Синий Яр
203,7 км — с. Власьево
207,4 км — перевал Громотуха (1056)
208,3 км — р. Большая Громотуха
209,4 км — р. Малая Громотуха
212,2 км — с. Усть-Кокса
212,4 км — поворот направо на мост через р. Кокса и к сс. Берёзовка – Огнёвка – Кайтанак — Мараловодка
215,7 км — поворот налево на сс. Баштала — Кастахта — Курунда
220,8 км — поворот влево на аэропорт Усть-Кокса
222,2 км — поворот направо на с. Октябрьское — мосты через р. Катунь — Верхний Уймон — Тихонькая
229,8 км — поворот налево на с. Теректа
230,4 км — поворот направо на с. Горбуново
234,4 км — мост через р. Большая Теректа
237,2 км — перекрёсток. Направо на с. Нижний Уймон, налево на с.Чендек
240,9 км — перекрёсток. Направо на мост через р. Катунь — с.Мульта — Маральник 1-й и к Мультинским озёрам. Налево на к с.с. Полеводка — Маргала
248,3 км — поворот направо к с. Ак-Коба
261,4 км — мост через р. Тёплый ключ
261,8 км — поворот налево на с. Катанда
271,9 км — р. Кызыл
272,2 км — с. Тюнгур

Уймонский тракт, километраж

Достопримечательности Уймонского тракта

Канская степь

Канская степь — это межгорная котловина в республике Алтай в северо-западной части Алтайских гор. Располагается между Семинским, Теректинским, Чергинским, Коргонским и Бащелакским хребтами. Здесь степные пейзажи чередуются с зелёными речными поймами, где разбросаны озёра, маленькие овраги и необычные возвышенности. По Канской степи протекают три реки, такие как Ябоган, Чакыр и Кан. Все эти реки являются бассейном реки Чарыш, который является левым притоком реки Обь. Канская степь — это довольно ровная степь, но располагается она на высоте 1000-1100 м. над уровнем моря. Длина степи около 11 км., но ширина в районе 5 км. О Канской степи есть отдельная статья.

Гора Белый Камень. Уймонский тракт

Весь скальный массив Белый Камень вместе с прилегающей территорией объявлен памятником природы государственного значения. Началом серьезных археологических исследований пещеры на склоне этой вершины считается 1954 год, когда учёные открыли и исследовали здесь палеолитическую стоянку. Это первая подобная стоянка древних людей, выявленная на территории Северной Азии. На тот момент она оказалась древнее всех стоянок не только на Алтае, но и во всей Сибири. Здесь были найдены кости винторогой антилопы. Считается, что на Алтае винторогая антилопа исчезла раньше, чем вымерли мамонты и носороги. Были обнаружены также останки других животных и птиц, орудия труда со следами обработки, остатки очагов.
Вход в пещеру расположен на южном склоне горы, так как это обеспечивает сухое и теплое состояние пещеры, но сам склон довольно крутой. Ввиду того, что в этой пещере и по настоящее время учёными проводятся исследования, вход в пещеру закрыт и доступен только для учёных.

Уймонский тракт. Перевал Громотуха

Перевал Громотуха, высотой 1071 м. Здесь река Кокса пробивается через узкую межгорную котловину, тесно прижатая со всех сторон горами и вырывается на волю в Уймонскую долину, затем впадает в реку Катунь в селе Усть-Кокса. Дорога круто идёт вверх, поднимается над рекой. Обходит этот каньон, на вершине перевала дорога поворачивает на 180 градусов и начинается крутой спуск. Немного ниже звонко скатывается по скалам река Громотуха. Здесь нужно обязательно остановиться, попить воды и набрать с собой. Уж очень она здесь вкусная. Далее дорога идёт вплотную прижимаясь к горе, и вдруг горы расступаются, дорога идет немного вниз — и выезжаем в широкую долину, дальний край который теряется в дымке на востоке.

Уймонская степь

Пастбища, сенокосы, леса и перелески, деревни, деревни, кое-где даже поля — Уймонская долина, оазис среди гор Западного Алтая. На севере встаёт Теректинский хребет (высота до 3 километров над уровнем моря), на юге — Катунский хребет с его четырехтысячниками и вечными снегами.
Сами по себе пейзажи тут в основном более «мягкие» и привычные для нашего привычного к равнинам глаза — горы поднимаются не так круто, поля, березовые, кедровые, сосновые леса, а скалы и ледники где-то вдалеке. И можно понять старообрядцев, которые уходили сюда от преследований имперских властей в поисках Земли Обетованной (Беловодье); и Рерихов, которые вслед за старообрядцами искали здесь Шамбалу, которую легко отождествить с Беловодьем.
Практически незаселенная Сибирь, выглядела заманчивым местом, где можно поселиться и не зависеть от царской власти. В те годы Алтай был, по сути, ничейным — периферия между Джунгарским ханством и Российской империей.

Интерактивная карта

Видео

Всем спасибо за внимание! Желаю удачи на маршрутах, а также оставаться людьми и не мусорить на природе. Да и вообще нигде не мусорить!